Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ……………………………………….
1.1. Сущность государственного регулирования экономики…………….
1.2. Виды методов государственного регулирования экономики……………………………………………………………………
2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ ………………………………………………..
2.1. Оценка эффективности современного состояния государственного регулирования экономики в России……………………………………….
2.2. Проблемы и перспективы государственного регулирования экономики в России…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.
Объективная возможность государственного регулирования появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. Необходимость, превращающая эту возможность в действительность, заключается в нарастании проблем, трудностей, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики, которое осуществляется с помощью различных методов.
Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов (экономических, административных, административно-экономических, технических приемов, форм и способов целесообразного действия). Опыт исторического развития свидетельствует о том, что спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется. Это обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, постоянным ростом масштабов и усложнением структуры экономики. Во-вторых, необходимостью предугадывания и адекватного реагирования на действия множества трудно предсказуемых факторов, оказывающих влияние на развитие национального хозяйства. Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться для разных целей, в разных сочетаниях и с разной степенью интенсивности. В зависимости от характера целей будет меняться роль того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования в определенный период времени. При выборе конкретных методов воздействия очень важно знать сущность и специфику каждого метод, структурную соподчиненность различных механизмов и инструментов регулирования, непротиворечивость взаимодействия и т.д.
Актуальность темы работы заключается в том, что от эффективных методов государственного регулирования экономики зависит обеспечение развития конкуренции на рынке, поддержки бизнеса, экономики страны в целом и соблюдение рамок правового поля хозяйствующими субъектами.
Целью работы является исследование методов государственного регулирования экономики в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность государственного регулирования экономики
изучить виды методов и форм государственного регулирования экономики;
провести оценку современного состояния государственного регулирования в России;
исследовать проблемы и перспективы государственного регулирования в России.
Предмет работы – методы государственное регулирование экономики.
Объект работы – методы государственного регулирования экономики в России.
Теоретической базой исследований послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, аналитические материалы специализиро¬ванных периодических изданий. При выполнении исследования использова¬лись данные официальной статистики, нормативные документы, учебную литературу, статьи в периодической печати.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственное регулирование экономики является необходимой системой мер контрольного, законодательного и исполнительного характера, цель которых заключается в стабилизации экономики и ее приспособлении к меняющимся условиям.
К основным целям государственного регулирования экономики относятся: минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов; создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики; обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
Методы достижения этих целей подразделяются: на прямые (или дирижистские) и косвенные (или экономические).
Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность тех или иных субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).
Косвенные регуляторы отличаются от дирижистских методов тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Основная область их применения — вся экономическая среда. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны.
Указанные методы взаимосвязаны.
Можно назвать следующие средства (инструменты) государственного регулирования экономики:
• административно-правовые инструменты;
• финансовая (налоговая) система;
• кредитно-денежная система государства;
• государственная собственность;
• государственный заказ.
Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.
Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения; новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал; и др.
Среди органов государственной власти, отвечающих за государственное регулирование экономики, можно выделить Правительство РФ, Минэкономразвития РФ, Банк России.
В целом в первые девять месяцев 2015 года наблюдалось снижение экономического развития России. Поэтому эффективность государственного регулирования экономики можно считать не удовлетворительным.
Главными недостатками в эффективности государственного регулирования в России являются:
• проблема нефтезависимой экономики;
• проблема диверсификации экономики;
• проблема развития малого и среднего бизнеса;
• проблема коррупции и преград на пути создания инновационных и повседневных продуктов;
• и другие.
Среди внешних факторов особенно остро сейчас стоит вопрос об угрозе влияния США в мире, в том числен на Украине.
Уже сейчас руководство страны должно активно направить российскую экономику на инновационный путь развития, оказывать всестороннюю помощь малому и среднему бизнесу, научным кадрам.
Государством должно обеспечить защиту предпринимателей от рейдерских захватов, свободу конкуренции, социальную защиту общества, оптимизировать налоговую нагрузку, вести тотальную борьбу с коррупцией на федеральном, региональном и местном уровнях власти.
Только тогда, рыночная экономика в России сможет преодолеть все проблемы и повысить свою эффективность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева И.А. Макроэкономика: Учеб. Пособие. - Иркутск: ИГЭА. 2013. – 448 с.
2. Алехин Б.И. Макроэкономика: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2013. – 567 с.
3. Бизюкова И. В. Макроэкономика: Учеб. Пособие. - М: Экономика. 2013. – 463 с.
4. Виханских О.С., Наумов А.И. Макроэкономика: Учебник. - М.: Гардарики. 2013. – 504 с.
5. Воробьев А.Е., Чекушина Т.В. Национальная экономическая безопасность России: методика управления государственными долгами. - М: РУДН. 2013. – 490 с.
6. Воронин А.Ю. Макроэкономика - I: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 110 c.
7. Вудкок М., Френсис Д. Макроэкономика. Пер. с англ. - М.: Дело. 2014. – 566 с.
8. Гусейнов Р.М. Макроэкономика: Учебное пособие для бакалавров. - М.: Омега-Л, 2014. - 254 c.
9. Капкаева Н.З., Журкина Н.С. Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Учеб.пособ. – Казань: КГФЭИ, 2013. – 462 с.
10. Коробова Г. Г. Макроэкономика. - М.: Юристъ, 2013. - 751 с.
11. Малиновская, О.В. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2012. - 480 c.
12. Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 393 c.
13. Короленко А. Д. Современное значение «умного регулирования» как нового направления государственного регулирования экономики // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 368-371.
14. Михайлушкин П. В. Методы и средства государственного регулирования экономики России: опыт зарубежных стран // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 135-140.
15. Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru
16. Минэкономразвития РФ www.economy.gov.ru
Курсовая работа: Методы государственного регулирования экономики (26 стр.)
- Артикул: 726
- Наличие: Есть в наличии
-
150р.