Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы государственного регулирования аграрного сектора
1.1 Сущность и роль аграрного сектора в экономике
1.2 Методы государственного регулирования аграрного сектора
1.3 Правовое регулирование аграрного сектора
Глава 2 Проблемы и перспективы государственного регулирования аграрного сектора в России
2.1 Анализ показателей развития аграрного сектора в России
2.2 Проблемы государственного регулирования аграрного сектора в России
2.3 Перспективы государственного регулирования аграрного сектора в России
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Аграрный сектор является важнейшей отраслью всей экономической системы государства, так как обеспечивает продовольственную безопасность страны, удовлетворение первоочередных потребностей людей и качество жизни ее населения в целом. Показатели социально-экономического развития аграрного сектора во многом отражают уровень развития экономики России в целом.
Отрасль остается достаточно выгодной и способной не только полностью удовлетворить потребности россиян, но и экспортировать часть продукции за границу. Такая положительная динамика наблюдается год от года, что подтверждает возможность успешного развития сельского хозяйства во всех регионах.
Рост производства отечественной сельхозпродукции и введение эмбарго в отношении ряда стран позволили значительно сократить импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Одной из тенденций на данный момент является техническая модернизация отрасли, а также субсидирование сельхозпроизводителей. Государство активно поддерживает развитие аграрного сектора.
В целом отрасль стабильно развивается, но одним из важнейших нерешенных вопросов остается несоответствие спроса и предложения. Резкое снижение потребительского спроса в первую очередь обусловлено ухудшением платежеспособности населения. А это может вызвать переполнение рынка и снижение цен на сельхозпродукцию. Поэтому государством была разработана целая программа по решению этой и подобных ей проблем.
Экономическая система любого государства не способна функционировать без развития аграрного сектора, особенно это касается малого предпринимательства. Во многих странах агарный сектор занимает преимущественную долю в валовом национальном продукте страны. Он связан со всеми сферами национальной экономики.
Переход России к рыночному механизму экономики ознаменовался, в том числе активным развитием частного аграрного сектора в экономической системе страны. Сегодня тема развития аграрного сектора в России стала особенно актуальна, так как он подвержен влиянию негативных внешних и внутренних факторов: усугубление геополитической ситуации, пандемия, ухудшение отношений с другими странами.
Аграрный сектор это полноправный и важный сегмент экономики нашей страны. Агропромышленный комплекс представляет собой особую сферу материального производства и крупная отрасль на территории Российской Федерации. Данное направление наряду с другими отраслями входит в состав национального хозяйства.
На сегодняшний день одно из направлений важных для развития любой страны является продовольственная безопасность. С учетом последних вызовов и для преодоления кризисной ситуации в России направление усилий по восстановлению потенциала страны целиком зависит от многих факторов. Одним из важного момента является усиление государственного регулирования в аграрном секторе.
Государственное регулирование аграрного сектора направлено на реализацию совокупности мер органов государственной власти по обеспечению развития сельского хозяйства, продовольственной безопасности страны, поддержки отечественных производителей продукции и услуг данного сектора экономической системы.
Исследование государственного регулирования аграрного сектора в России в настоящее время является актуальным вопросам по причине неблагоприятных явлений в экономике Российской Федерации, введения санкций, обострения геополитической напряжённости. При этом от состояния государственного регулирования аграрного сектора в России зависит продовольственная безопасность в стране, качество жизни населения и социально-экономическое развитие в целом.
Вопросы по теоретическим и практическим аспектам государственного регулирования аграрного сектора в России в современных условиях исследованы в учебных трудах, статьях периодической литературы и аналитических материалов экспертов. Среди авторов можно выделить труды Д.В. Панасейко, В.С. Майер, Л.Р. Барановой, В.В. Гуцманюк и др.
Целью исследования выступит анализ государственного регулирования аграрного сектора в России.
Задачами исследования выступают:
изучить сущность и роль аграрного сектора в экономике;
изучить методы государственного регулирования аграрного сектора;
изучить правовое регулирование аграрного сектора;
провести анализ показателей развития аграрного сектора в России;
исследовать проблемы государственного регулирования аграрного сектора в России;
исследовать перспективы государственного регулирования аграрного сектора в России.
Исследование будет проведено на аналитических материалах показателей государственного регулирования аграрного сектора в России. Современное состояние государственного регулирования аграрного сектора в России будет выступать в качестве объекта.
Предметом будет выступать само государственное регулирование аграрного сектора в России в целом.
Выявление особенностей государственного регулирования аграрного сектора в России, его проблем и перспектив в российских условиях основано на учебных материалах, статьях в периодической печати и аналитических материалах экспертов.
Заключение
Аграрный сектор является важнейшим составляющим элементом всей экономической системы страны, от развития которого зависит продовольственная безопасность, качество жизни граждан и социально-экономическое развитие страны в целом. Аграрный сектор тесным образом связан со всеми другими секторами экономики и направлен на удовлетворение потребности первой необходимости населения. В аграрный сектор входит само сельское хозяйство, перерабатывающие области, отрасли, выпускающие средства производства. Сельское хозяйство включает растениеводство и животноводство. Данный сектор играет важнейшую роль в экономической системе каждой страны мира.
Государственное регулирование аграрного сектора осуществляется по двум направлениям влияния на экономику: прямые (административные) приемы и косвенные (экономические) методы. Административные методы связаны с принятием законов о регулировании предпринимательской деятельности, а косвенные связаны с государственной поддержкой и созданием экономически благоприятных условий функционирования.
Экономические приемы представляют собой сбор налогов, выделение бюджетных средств на помощь аграрного сектора, предоставление льгот по налогам, предоставление кредитов, лицензирование и др.
Фискальная политика представляет собой политику формирования доходов и распределения затрат государственного бюджета, реализация прочих мер правительства, которые должны обеспечить повышение эффективности осуществления государственных расходов, налоговой системы на основе анализа развития экономической системы страны в целом.
Налоговая политика должна обеспечить пополнение доходной части государственного бюджета для выполнения государственных функций органами всех ветвей власти.
Бюджетная политика государства представляет собой оптимизацию доходов и расходов бюджетов всей бюджетной системы для решения соответствующих проблем. На базе бюджетной политики обеспечивает контроль за всей экономической системы страны, ее будущее эффективное развитие, минимизация последствий инфляции, снижение безработицы.
Кредитно-денежная политика государства представляет собой совокупность мер, которые влияют на денежное обращение и состояние займа для достижения роста экономики и ликвидации безработицы.
Государство оказывает следующие виды поддержки аграрного сектора: финансовую; имущественную; информационную; консультационную; образовательную.
Действующие гранты и субсидии:
1. Гранты на развитие крестьянско-фермерского хозяйства выделяются на конкурсной основе лучшему из заявленных претендентов.
2. Гранты выделяют начинающим фермерам и семейным хозяйствам.
3. Кредитные средства на возмещение процентных затрат, которые предусматривают предоставление дотаций на погашение процентов по кредитам.
4. Государство выделяет фермерам средства для погашения лизинга.
5. Компенсация расходов на строительство объектов хозяйства для семьи.
6. Единовременная субсидия от государства для обустройства хозяйства молодым фермерам.
7. Тройная субсидия с/х кооперативам, которые выделяется на покупку имущества (до 50% возмещения расходов, но не более 3000 000 руб.); оборудования, техники, подвижных торговых точек (до 50% от затрат, но не более 10 000 000 руб.); сельскохозяйственных товаров, производимых членами кооператива – компенсация составляет от 10 до 15% затрат.
8. Полугодовая отсрочка платежей по льготным инвестиционным кредитам, срок договоров по которым истекает в 2022 году.
9. Отсрочка платежа по льготным инвестиционным кредитам со сроком договоров до конца 2022 года.
10. Предоставление производителям и переработчикам сельхозпродукции займа по 5% ставке (в том числе 8 тыс. ранее взятых кредитов). Кабинет министров РФ осуществляет эту меру до 31 декабря 2022 года.
Основу правового регулирования аграрного сектора составляет ФЗ «О развитии сельского хозяйства». С 2022 было внесено множество изменений в регулировании разных сторон аграрного сектора, касающихся фермерства, пчеловодства, племенного животноводства.
Не смотря на сложную геополитическую и эпидемиологическую ситуацию в 2020-2022 гг., аграрному сектору удалось показать положительную динамику объема произведенной добавленной стоимости. Главными факторами послужило увеличение экспорта и расширение его географии. В экспорте продукции аграрного сектора наибольшую долю занимают доли масложировой и мясной и молочной продукции, рыбы и морепродуктов. При этом наблюдалось снижение урожайности, но росло свиноводство. Наблюдался рост инвестиционной активности по открытию новых предприятий и обновлению основных фондов предприятий аграрного сектора. В итоге в сентябре объем производства в аграрном секторе достиг 1,5 трлн. руб. на 6,7% выше уровня сентября 2021-го.
На основе анализа Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2030 года были обозначены следующие проблемы государственного регулирования аграрного сектора в России:
недостаточность перерабатывающих мощностей, товарных направлений и групп;
технологическая зависимость российского агропромышленного комплекса и зависимость от импорта;
торговые (тарифные и нетарифные) барьеры;
невысокие темпы развития российской экономики;
отсутствие необходимых прорывных решений и технологий в агропромышленном комплексе;
недостаток высококвалифицированных кадров в сельском хозяйстве и пищевой промышленности;
проблемы развития малого бизнеса аграрного сектора.
На основе выделенных проблем были выделены следующие рекомендации по совершенствованию государственного регулирования аграрного сектора в России:
разработка новых государственных инвестиционных программ по развитию перерабатывающих мощностей, товарных направлений и групп и привлечение частных инвестиций в этом сектор;
финансовая помощь государства предприятиям по развитию технологической независимости в сфере собственного семенного фонда, племенной продукции и другим направлениям, которые наиболее импортозависемы;
помощь в развитии экспорта продукции аграрного сектора;
обеспечение роста экономики страны в целом;
совершенствование научно-технического обеспечения отраслей агропромышленного комплекса;
создание современной высококачественной образовательной среды для подготовки высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства и пищевой промышленности;
развитие малого агробизнеса и сельскохозяйственной кооперации.
В целом в 2022 году аграрный сектор столкнулся с серьезными проблемами, связанными с введением санкций, разрушением логистических связей, дефицитом и ростом цен на импортное сырье, оборудование, кадровыми проблемами.
Перспективы государственного регулирования аграрного сектора в России отражены в программах и стратегиях развития агарного сектора органов государственной власти на ближайшие семь лет. Государственная поддержка аграрного сектора будет направлена на увеличение урожайности, развитие племенного дела и создание новых технологий производства, переработки и хранения продукции, развитие экспорта со странами Азии и Африки. Доктрина продовольственной безопасности, в частности, предполагает, что не менее 75% семян к 2030 году должны быть отечественной селекции. Также планируется создать к 2030 г. единую цифровую платформу для агропромышленного комплекса. Минсельхоз в 2023 году намерен сохранять программы поддержки сельхозтоваропроизводителей, однако субсидии для производителей зерновых культур и кредитование экспортеров будут сокращены. В рамках Госпрограммы аграрного сектора будут сокращены объемы поддержки льготного кредитования экспортоориентированных предприятий.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия предусматривает следующие цели:
достижение значения индекса производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 114,6 процента от уровня 2020 года;
достижение значения индекса производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 114,7 процента от уровня 2020 года;
достижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2030 году – 60 857 рублей;
достижение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) в размере 37,0 млрд долл. США к концу 2024 года.
Список источников и литературы
1. О развитии сельского хозяйства [Электронный ресурс]: Закон Российской Федерации от 31.05.1996 № 6 (ред. от 27.02.2003) - КонсультантПлюс: Версия Проф. - Электрон, дан. и прогр. - Консультант Плюс. - М., 1992-2022. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/. - Загл. с экрана.
2. Альпидовская М.Л. Макроэкономика: учебник / М.Л. Альпидовская. Рн/Д: Феникс, 2018. 492 c.
3. Баранова Л.Р. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в современных условиях / Л.Р. Баранова // МЦНС «Наука и просвещение». 2021. № 4. С. 51-56.
4. Гуцманюк В.В. Необходимость государственного регулирования и поддержки предпринимательства / В.В. Гуцманюк// МЦНС «Наука и просвещение». 2021. № 3. С. 41-45.
5. Жилина Е.В. Направления развития малого и среднего предпринимательства в России с учетом зарубежного опыта / Е.В. Жилина // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2021. № 1 (50). С. 29–37.
6. Ивасенко А.Г. Макроэкономика (для бакалавров) / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. М.: КноРус, 2018. 559 c.
7. Кормишкина Л.А. Государственное и муниципальное управление: итоговая государственная аттестация студентов: учебное пособие / Л.А. Кормишкина, А.Р. Еремин, Е.Г. Коваленко. М.: Инфра-М, 2018. 416 c.
8. Липски С.А. Государственное (муниципальное) управление и государственная служба / С.А. Липски. - М.: Русайнс, 2018. 412 c.
9. Майер В. С. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей как механизм устойчивого развития сельских территорий / В. С. Майер // Молодой ученый. 2022. № 2 (397). С. 148-151.
10. Макроэкономика / Под ред. Т. Бродской. СПб.: Питер, 2018. 368 c.
11. Мельков С.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. Конспект лекций: учебное пособие / С.А. Мельков, А.Н. Перенджиев, О.Н. Забузов. М.: КноРус, 2018. 294 c.
12. Микроэкономика. Макроэкономика: учебник / С.С. Носова. М.: КноРус, 2018. 350 c.
13. Панасейко Д.В. Динамика процессов государственного участия в развитии аграрного сектора / Д.В. Панасейко // Молодой ученый. 2022. № 43 (438). С. 257-262.
14. Яновский В.В. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность (для бакалавров) / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. М.: КноРус, 2018. 352 c.
15. Минсельхоз РФ. Режим доступа: https://mcx.gov.ru/, свободный. - Загл. с экрана.
16. РИА «Эксперт». Режим доступа: https://expert.ru/expert/2022/46/agrosektor-naraschivayet-mosch/, свободный. - Загл. с экрана.
17. Портал «Агроинвестор». Режим доступа: https://www.agroinvestor.ru/markets/article/39359-rost-pod-sanktsiyami-2022-god-stal-krayne-slozhnym-dlya-ekonomiki-no-agrosektor-budet-v-plyuse/, свободный. - Загл. с экрана.
18. Портал «Поле.рф». Режим доступа: https://поле.рф/journal/publication/1524, свободный. - Загл. с экрана.
19. Портал «Свое фермерство». Режим доступа: https://svoefermerstvo.ru/svoemedia/articles/novaja-strategija-razvitija-apk-o-poslednih-peremenah-v-agrarnom-zakonodatel-stve, свободный. - Загл. с экрана.
20. РИА «Новый День». Режим доступа: https://newdaynews.ru, свободный. - Загл. с экрана.
Курсовая работа: Государственное регулирование аграрного сектора: проблемы и перспективы (32 стр.)
- Артикул: 1437
- Наличие: Есть в наличии
-
300р.