Содержание

Стр.
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические аспекты понятия малого бизнеса
1.1 Сущность и критерии малого бизнеса
1.2 Значение малого бизнеса в развитии экономики страны
2 Анализ роли малого бизнеса в развитии экономики России
2.1 Показатели малого бизнеса в развитии экономики России
2.2 Проблемы малого бизнеса в развитии экономики России и меры по их решению
2.3 Перспективы малого бизнеса в развитии экономики России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы определяется тем, что в условиях стагнации экономического роста в России малый бизнес играет важнейшую роль в развитии экономики страны, обеспечивая рабочими местами граждан и владельцев малого бизнеса, отчисляя значительных размер налогов в бюджет.
Малое предпринимательство – один из важнейших факторов социально-экономического развития любой страны. Как и во всем мире, в России в том числе от него зависит снижение уровня безработицы и повышение качества жизни граждан. Малый бизнес создает предпосылки для развития конкуренции, способствует снижению зависимости от сырьевого экспорта.
Выше изложенное в целом на теоретико-методологическом уровне определило проблему настоящего исследования: выявление проблем малого бизнеса в развитии экономики России и мер по их решению.
Недостаточная разработанность указанной проблемы и ее большая практическая значимость малого бизнеса в развитии экономики страны, определили тему исследования: «Роль малого бизнеса в развитии экономики страны».
Цель исследования: исследование роли малого бизнеса в развитии экономики России.
Объект исследования: малый бизнес России.
Предмет исследования: роль малого бизнеса в развитии экономики России.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа литературы разработать понятие и критерии малого бизнеса.
2. Определить значение малого бизнеса в развитии экономики страны.
3. Исследовать показатели малого бизнеса в развитии экономики России.
4. Исследовать проблемы малого бизнеса в развитии экономики России и меры по их решению.
5. Исследовать перспективы малого бизнеса в развитии экономики России.
Теоретическая значимость: Обобщение имеющихся теоретических трудов по роли малого бизнеса в развитии экономики России и их исследование.
Практическая значимость: Анализ роли малого бизнеса в развитии экономики России по данным официальных статистических материалов органов государственной власти и экспертных мнений.
Структура работы: Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под малым бизнесом понимается совокупность мелких и средних предприятий, являющихся участниками экономического рынка. Основной характеристикой этого определения считается ограничение количества работников. По законодательству РФ, их число за прошедший год должно быть не больше 100. Еще одной важной особенностью считается выручка. Этот параметр не должен превышать 800 миллионов рублей за истекший год для предприятий малого бизнеса.
Значимость малого бизнеса определяется его социальными и экономическими функциями в экономике. Стимулирование, поддержка и развитие малого предпринимательства является способом преодоления монополизации. Развитие малого предпринимательства способствует формированию социально ориентированной модели экономики, что повышает излишек у потребителей. Малый бизнес играет большую роль в расширении товарного ассортимента, переориентация рынков сбыта, обеспечении занятости населения и экономической самостоятельности граждан. Немаловажным преимуществами в ведении малого бизнеса являются гибкость, устойчивость к рыночным изменениям и конкурентоспособность организаций. Что касается государственного управления, то это еще и стабильный источник налогов.
Количество малых предприятий за 2017-2020 гг. сократилось с 268 488 до 224 105 ед. Число работников в малых предприятий сократилось с 7 432 979 до 6 189 172 чел. От экономических последствий коронавируса более 3 млн. предпринимателей вынуждены закрыть свои предприятия и свыше 8 млн. человек потеряли работу. Согласно данным Агентства стратегических инициатив в России сократилась выручка от реализации продукции предприятий малого бизнеса. В 2020 году по сравнению с 2019 годом она составила 84,03%. В 2020 году новых индивидуальных предпринимателей было на 34,4% меньше, чем в 2019 году. Новых фирм открылось на 31,9% меньше. К началу 2021 года российский бизнес подошел со снизившимися зарплатами сотрудников, падением объемов выручки и упавшим спросом. Для того чтобы помочь бизнесу преодолеть последствия распространения новой коронавирусной инфекции, Правительством РФ были разработаны различные меры поддержки. На 10 июня 2021 года согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства в России действует 214652 субъектов малого бизнеса, в которых работают чуть больше 6 млн. чел.
К проблемам малого бизнеса в развитии экономики России можно отнести: недостаток оборотных средств; снижение курса рубля и валютная нестабильность; снижение спроса на продукцию; недоступность заемных финансовых ресурсов; ухудшение условий поставки сырья и комплектующих; сокращение объемов производства компании; сокращение инвестиционных программ компании и их перенос на более поздний срок; невозможность оснастить организацию новым оборудованием, технологиями. Были рассмотрены основные направления повышения эффективности функционирования малого бизнеса в России.
К перспективам малого бизнеса в развитии экономики России можно отнести: продолжение сокращения числа субъектов малого бизнеса; увеличение количества банкротств среди субъектов малого бизнеса; смена статуса субъектов малого бизнеса на статус самозанятых; увеличение ухода субъектов малого бизнеса в теневой сектор; продолжение оказания помощи малому бизнесу из наиболее пострадавших отраслей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон № 209 от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
2. Бабич Е.В. Малый бизнес в России. Пути развития / Е. В. Бабич. // Молодой ученый.  2018.  № 18 (204).  С. 293-295.
3. Байбекова Э.Ф. Роль малого предпринимательства в развитии экономики государства / Э.Ф. Байбекова, Н.А. Белицкая. // Молодой ученый.  2018.  № 12 (198).  С. 71-73.
4. Байдыбекова С.К. Состояние и перспективы развития малого бизнеса в условиях пандемии и глобального кризиса / С.К. Байдыбекова // Вестник ЮУрГУ.  2021.  № 1.  С. 158-160.
5. Гусейнов Р.М. Макроэкономика: Учебное пособие / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. - М.: Омега-Л, 2017. - 384 c.
6. Дементьев К.С. Роль малого и среднего бизнеса в социально-экономической сфере региона / К.С. Дементьев // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки.  2020.  № 3.  С. 10-20.
7. Демидова Н.Е. Анализ малого и среднего бизнеса в России: проблемы и перспективы развития / Н.Е. Демидова, Е.В. Шершова // Вестник Алтайской академии экономики и права.  2020.  № 12.  С. 284-290.
8. Ивасенко А.Г. Макроэкономика (для бакалавров) / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - М.: КноРус, 2018. - 459 c.
9. Ильяшенко В.В. Макроэкономика (для бакалавров) / В.В. Ильяшенко. - М.: КноРус, 2019. - 416 c.
10. Капканщиков С.Г. Макроэкономика: Учебник / С.Г. Капканщиков. - М.: КноРус, 2018. - 370 c.
11. Киселева Е.А. Макроэкономика. экспресс-курс / Е.А. Киселева. - М.: КноРус, 2018. - 544 c.
12. Кондратьев С.А. Роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии региона / С.А. Кондратьев, Г.А. Чумаченко // Вестник КЭУ: экономика, философия, педагогика, юриспруденция.  2020.  № 1.  С. 44-50.
13. Липсиц И.В. Микроэкономика. Макроэкономика: Учебник / И.В. Липсиц. - М.: КноРус, 2017. - 304 c.
14. Макроэкономика / Под ред. Т. Бродской. - СПб.: Питер, 2018. - 368 c.
Альпидовская, М.Л. Макроэкономика: Учебник / М.Л. Альпидовская. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 492 c.
15. Марыганова Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: Учебное пособие / Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. - М.: КноРус, 2018. - 608 c.
16. Матарас А.А. Совершенствование государственной политики поддержки развития малого и среднего бизнеса / А.А. Матарас // МЦНС «Наука и просвещение».  2021.  № 1.  С. 51-56.
17. Митюкова Д.Э. Роль малого бизнеса в экономике России / Д.Э. Митюкова, Е. И. Макарычева // Молодой ученый.  2019.  № 15 (253).  С. 215-217.
18. Носова С.С. Микроэкономика. Макроэкономика. Учебник / С.С. Носова. - М.: КноРус, 2018. - 350 c.
19. Нуреев Р.М. Макроэкономика: Практикум / Р.М. Нуреев, Р.М. Нуреев. - М.: Норма, 2018. - 608 c.
20. Современные вызовы и перспективы развития молодежной науки : сборник статей III Международной научно-практической конференции (5 апреля 2021 г.) – Петрозаводск : МЦНП «Новая наука», 2021. – 93 с.
21. Фролова Е.Е. Роль малого бизнеса в национальной экономике: мировой опыт и отечественная практика / Е.Е. Фролова // Путеводитель предпринимателя.  2020.  № 2.  С. 126-134.
22. Фролова О.Ю. Реализация национального проекта «малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»: проблемы и пути их решения / О.Ю. Фролова // МЦНС «Наука и просвещение».  2021.  № 1.  С. 106-160.
23. Сайт Правительства России [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://government.ru/
24. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/
25. Интернет-журнал «Деловой Петербург» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.dp.ru/

Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо
Защита от роботов

Курсовая работа: Роль малого бизнеса в развитии экономики страны (28 стр.)

  • Артикул: 1307
  • Наличие: Есть в наличии
  • 300р.