СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ………………………………….. 5
1.1. Сущность организации бюджетного процесса на федеральном уровне…………………………………………………………………. 5
1.2. Правовое регулирование организации бюджетного процесса на федеральном уровне …………………………………………………. 8
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ ……………………………… 13
2.1. Этапы и участники бюджетного процесса в Российской Федерации на федеральном уровне……………………………….. 13
2.2. Оценка эффективности организации бюджетного процесса в Российской Федерации на федеральном уровне………………… 15
3. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ И ЕЕ ПЕРСПЕКТИВЫ……………………………………………………………….. 23
3.1. Проблемы организации бюджетного процесса в Российской Федерации на федеральном уровне ………………………………… 23
3.2. Перспективы организации бюджетного процесса в Российской Федерации на федеральном уровне………………………………….. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………… 40
ВВЕДЕНИЕ
Экономическая реформа, которая проводится в России с начала 90–х гг., в первую очередь, задела финансовую сферу, и прежде всего бюджетную политику, фундаментом которой является федеральный бюджет. Механизм организации бюджетного процесса на федеральном уровне определяют основные принципы принятия и исполнения бюджета, дают политической власти возможность регулировать экономику, финансировать и стимулировать ее главные отрасли, обеспечивать социальную поддержку социально незащищенным гражданам.
Актуальность темы работы состоит в том, что в последние годы организация бюджетного процесса на федеральном уровне обладает комплексом специфических факторов, таких, как экономический кризис, изменение типа воспроизводственных отношений, перестройка налоговой и бюджетной системы, высокие темпы инфляции, финансовый кризис, дефолт государственных обязательств, огромное долговое бремя.
В качестве цели работы выступает исследование организации бюджетного процесса в Российской Федерации (РФ) на федеральном уровне.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
дать теоретическую характеристику изучаемой экономической проблемы;
проанализировать организацию бюджетного процесса в РФ на федеральном уровне;
оценить современное состояние проблем организации бюджетного процесса в РФ на федеральном уровне и определить перспективы ее дальнейшего развития.
В качестве объекта исследования выступает организация бюджетного процесса в РФ на федеральном уровне.
В качестве предмета исследования выступает бюджетный процесс.
В процессе проведения экономического исследования в рамках выполнения курсовой работы были использованы учебники и учебные пособия, теоретические и научно–практические статьи, статистические материалы и электронные ресурсы.
При написании курсовой работы были использованы исторический, логический, функциональный подходы к макроэкономическому анализу. И такие общенаучные методы исследования, как дедукция, анализ и синтез, графический метод, методы сравнительной статики.
Курсовая работа состоит из введения; основной части, включающей в себя три главы; заключения; списка использованных источников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что организация бюджетного процесса представляет собой совокупность стадий по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению и контролю по исполнению бюджета на основе законодательно установленных принципов. Все стадии бюджетного процесса тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Организация бюджетного процесса строиться на принципах соответствующего бюджетного устройства и бюджетных правах различных уровней власти.
Правовое регулирование организации бюджетного процесса основано на нормах БК РФ и законодательных актах, регулирующих полномочия участников бюджетного процесса. Периодически принимаются законы об изменениях БК РФ. В 2018 году утверждены новые Правила составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период. Главная цель принятых изменений – формирование федерального бюджета и государственных фондов на основе программно–целевых принципов бюджетного планирования.
Формирование первичного плана на предстоящий год начинается не менее, чем за три квартала до окончания отчетного периода финансирования. Составление бюджета после поступления всех исходных данных от статистов, аналитиков осуществляется в два этапа. Первый этап составления федерального бюджета заключается в определении наиболее важных показателей, которые характеризуются необходимость выделения бюджетных средств на те или иные отрасли (направления) экономического развития. Второй этап включает в себя более глубокую детализацию распределения бюджетных средств в соответствии с утвержденным на первом этапе классификатором направлений финансирования. Далее контролируется его исполнение. Главными участниками бюджетного процесса на федеральном уровне является Президент, Федеральное собрание, Минфин, Правительство, Счетная плата и Федеральное казначейство.
Результаты анализа организации бюджетного процесса в России на федеральном уровне позволили сделать вывод о том, что в целом налоговые доходы федерального бюджета РФ за 2015–2019 гг. выросли на 6397,43 млрд. руб. или на 74,64%.
Наиболее существенно вырос НДС на 2861,63 млрд. руб. или на 67,59% и НДПИ на 2811,71 млрд. руб. или на 88,98%. Наибольший удельный вес занимали также эти налоги в структуре налоговых доходов.
Несмотря на заявления о стимулировании экономики с помощью национальных проектов, фактически в 2019 году была проведена крайне жесткая фискальная политика, усугубившая стагнацию.
Неналоговые доходы федерального бюджета РФ и безвозмездные поступления за 2015–2019 гг. выросли на 149,58 млрд. руб. или на 2,95%.
В структуре неналоговых доходов наиболее существенно выросли платежи при пользовании природными ресурсами выросли на 308,4 млрд. руб. или на 185,28% и прочие неналоговые доходы – на 333,22 млрд. руб. или на 301,07%. Наибольший удельный вес занимали доходы от внешнеэкономической деятельности и доходы от использования имущества.
Расходы Федерального бюджета за 2015–2019 гг. выросли на 2673,4 млрд. руб. или на 17,11%.
По расходам наиболее существенно выросли расходы на национальную экономику на 387,1 млрд. руб. или на 16,66% и расходы на социальную политику – на 605,1 млрд. руб. или на 14,19%. Наибольший удельный вес в структуре расходов занимали расходы на социальную политику.
Эффективность организации бюджетного процесса в РФ на федеральном уровне на основе анализа исполнения федерального бюджета по доходам и расходам повысилась, так как доходы стали превышать расходы.
Несмотря на совершенствование норм БК РФ, каких–либо принципиальных изменений и перемен в бюджетном процессе не произошло. Сохраняются проблемы неэффективного взаимодействия участников бюджетного процесса, контроля за расходами федерального бюджета. К проблемам сбора налоговых доходов относится снижение цен на нефть, экономический кризис, снижение количества предприятий. Поэтому для роста сбора налоговых доходов федерального бюджета необходимо активизировать социально–экономическое развитие в стране. С целью сглаживания негативных экономических последствий из–за распространения коронавирусной инфекции власти намерены вносить изменения в налоговое законодательство, улучшающие положение налогоплательщиков.
Таким образом, на современном этапе в организации бюджетного процесса в РФ на федеральном уровне существуют определенные проблемы, связанные с несовершенством распределения обязанностей между органами власти, не эффективностью формирования и исполнения федерального бюджета.
К основным мерам государственной политики, направленной на оптимизацию структуры доходов Федерального бюджета России можно отнести меры по улучшению экономики, налоговой системы, увеличению доходов от использования, продажи имущества и оказания платных услуг. В качестве мер по повышению эффективности организации бюджетного процесса в России на федеральном уровне были предложены следующие: совершенствование деятельности Минфина РФ через создание независимой от государства экспертной комиссии по тщательному экономическому обоснованию существенных расходов проекта федерального бюджета, что позволит сократить или отказаться от экономически не выгодных крупных инвестиционных проектов; совершенствование деятельности Федерального казначейства через механизм казначейского сопровождения государственных контрактов, что позволит осуществлять контроль за целевым использованием средств, предоставляемых юридическим лицам из федерального бюджета.
Следовательно, перспективы организации бюджетного процесса в России на федеральном уровне связаны с изменением бюджетного и налогового законодательства, поступлением дополнительных доходов в федеральный бюджет и его направленностью в социальную сферу, совершенствованием функций таких органов государственной власти как Минфин РФ и Федеральное казначейство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (в ред. на 14.03.2020г. № 1ФКЗ) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/search/ (Дата обращения: 21.07.2020).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145–ФЗ (в ред. на 15.10.2020г. № 327ФЗ) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/search/ (Дата обращения: 21.07.2020).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 146-ФЗ и от 05.08.2000г. (в ред. на 15.10.2020г. № 342ФЗ) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/search/ (Дата обращения: 21.07.2020).
4. Федеральный закон от 26.04.2007 № 63–ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/search/ (Дата обращения: 21.07.2020).
5. Федеральный закон от 22.04.2020г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/search/ (Дата обращения: 21.07.2020).
6. Постановление Правительства РФ от 24.03.2018г. № 326 «Об утверждении Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/search/ (Дата обращения: 21.07.2020).
7. Арсланбекова, А.З. Проблемы совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации / А.З. Арсланбекова, А.Ш. Хизриев // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2017. – №32. – С. 31–35.
8. Афанасьев, М.П. Бюджет и бюджетная система: учебник. В 2–х кн. / М.П. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 781 c.
9. Борисоглебская, Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. Финансирование социальных услуг / Л.Н. Борисоглебская, С.А. Кирсанов. – М.: Андреевский Издательский дом, 2018. – 360 c.
10. Бюджетная система России: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Юнити, 2016. – 591 c.
11. Воронцов, В.А. Государственный бюджет и государственные долги России / В.А. Воронцов. – М.: Медиа, 2017. 139 c.
12. Государственные и муниципальные финансы: учеб/ Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 391 с.
13. Дементьев, Д.В. Бюджетная система РФ (для бакалавров) / Д.В. Дементьев. – М.: КноРус, 2017. – 280 c.
14. Золотарева, Г.И. Бюджетная система РФ: учебник / Г.И. Золотарева, Н.И. Смородинова. – М.: КноРус, 2017. – 176 c.
15. Иванова, О.Б. Государственные и муниципальные финансы / О.Б. Иванова, С.Н. Рукина, И.П. Денисова. – М.: Феникс, 2017. – 320 c.
16. Имажап, Б.Ю. Доходы и расходы федерального бюджета Российской Федерации / Б.Ю. Имажап, Ю.А. Иванова // Молодой ученый. 2018. №15. С. 19–22.
17. Косов, М.Е. Особенности формирования федерального бюджета в современных экономических условиях / М.Е. Косов, Я.Я. Иванова // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8–3 (85–3). С. 32–38.
18. Холодова, О.А. Современные особенности бюджетного процесса в Российской Федерации / О.А. Холодова// Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №5. – С. 140–146
19. Храмченко, А.А. Проблема дефицита федерального бюджета РФ, поиск альтернативных источников формирования доходов / А.А. Храмченко, В.П. Заралиди // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 7 (15). С. 357–358.
20. Методические указания по написанию и оформлению курсовой работы. Уфа. Башкирский кооперативный институт, 2020. 34 с.
21. Минфин РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru (Дата обращения: 23.07.2020).
22. ФНС РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/ (Дата обращения: 23.07.2020).
23. Счетная палата РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru (Дата обращения: 23.07.2020).
24. Федеральное казначейство РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа http://datamarts.roskazna.ru/ (Дата обращения: 23.07.2020).
25. РБК [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/ (Дата обращения: 23.07.2020).
26. ИА РЕГНУМ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://regnum.ru/ (Дата обращения: 23.07.2020).
Курсовая работа: Организация бюджетного процесса в Российской Федерации на федеральном уровне (41 стр.)
- Артикул: 1254
- Наличие: Есть в наличии
-
300р.